Чек-лист. Встречаем новичков так, чтобы они от вас не сбежали


Этими советами пользуются Wargaming, IKEA и Aviasales
К всеобщему счастью работодатели начинают уделять всё больше внимания не только поиску идеальных работников, но и их онбордингу. Если вы ещё незнакомы с этим понятием, поясним. Это забота о новых сотрудниках на первых этапах трудоустройства и немного после. Сюда входит и приветственное письмо, и подготовка комфортного рабочего места и оформление документов.
Кажется, что это норма и все так делают, но в реальности далеко не каждый новичок получает хотя бы элементарную помощь. Бывает, например, и так.
Александра Ежова
Копирайтер
«Вот твой стул, стол… Ноутбук нужен? Ах да, ты же копирайтер у нас, сейчас чего-нибудь сообразим», — бормотала себе под нос руководитель отдела кадров. Крайне смущенная я стояла в центре офиса, на меня тайком поглядывали коллеги, хотелось провалиться сквозь землю. Через 5 минут выясняется, что стул сломан, а ноутбука лишнего нет, поэтому садись-ка ты, Саша, на рабочее место девочки, которая в отпуске. Потом что-нибудь придумаем. Черт его знает, как ноги сразу не понесли меня на выход. Звоночек был очень жирный и трезвонил все 8 месяцев работы. Бардак был во всём — начиная с документов, заканчивая помощью в организационных моментах. Остался крайне негативный осадок о довольно крупной компании в Москве.
Как вы уже поняли, текучка в таких компаниях сумасшедшая. Работодатель впустую тратит деньги на новых сотрудников, которые просто не успевают принести бизнесу пользу. Новичок оказывается сразу же демотивирован.

Чтобы вы не оказались в такой же ситуации, «Харчо-Журнал» разобрался, как правильно провести онбординг и нашёл подтверждение своим советами в других компаниях.

Как правильно провести онбординг

На самом деле рецепт прост. Задайте себе вопрос: «А как бы мне хотелось, чтобы меня встретили в новой компании?». Многие же способны представить себе идеальный отдых, ремонт или супруга. Вот и первые рабочие дни туда же. Мы только немного подскажем. Как раз на примере Саши.
1
Познакомьте Сашу с командой. Подробно остановитесь на руководителях и ключевых коллегах, с которыми она будет работать. Если компания большая, то личную встречу можно заменить на видеозапись или звонок. Например, так СЕО компании Cisco Джон Чембер поприветствовал 10 000 (!) новеньких. А чтобы и коллеги были готовы ко встрече, перед приходом Саши сделайте рассылку с её фото, должностью и просьбой любить и жаловать.
2
Убедите кого-то из топ-менеджеров рассказать Саше о целях и ценностях компании. У руководства нет времени? Смотрите пункт #1. Пожалуйста, не доверяйте это важное дело офис-менеджеру или бухгалтеру, которая уже пообедала и пока не особо занята. Внимание со стороны топ-менеджеров поможет новичку почувствовать свою значимость.
3
Проведите экскурсию по офису. Уделите внимание бытовым деталям. Расскажите, где находится принтер, как пользоваться кофеваркой и во сколько начинается обед. Уточните, как организовано питание: все ходят в ближайшее кафе, пользуются доставкой или есть вариант принести свою еду и подогреть в столовой?
4
Покажите Саше её рабочее место. Заранее подготовьте всё необходимое и поинтересуйтесь нужно ли что-то ещё. Расскажите, как заказывать канцелярию. Можно сразу подарить фирменную кружку или бутылочку вина. Так встречает новичков Twitter.
5
Не грузите новичка заполнением кучи бумаг. За digital HR — будущее, поэтому постарайтесь перевести всё в электронный формат и отправить Саше заранее. Здесь вам может пригодиться инструкция по работе с ЭЦП.
6
Расскажите о корпоративных традициях. Что можно, а что нельзя делать, у вас на «ты» или на «вы», в двери принято стучать или свободно заходить. Как проходят праздники, есть ли какие-то внутренние развлечения типа книжного клуба или занятий спортом.
7
Проговорите плюсы работы именно в вашей компании. Это могут быть скидки на продукцию партнёров, совместная йога, бесплатные курсы или особая система премирования.
8
Не оставляйте Сашу одну. Предоставьте ей контакты сотрудников, к которым она сможет обратиться по рабочим и организационным вопросам.
9
Составьте свой собственный чек-лист для онбординга. Укажите в нём всё, что пригодится любому новичку. Заручитесь помощью всех отделов и постоянно пополняйте документ.
10
Создайте онбординг-чат. Добавьте в беседу ответственных за адаптацию новых сотрудников и регулярно обсуждайте процесс, результаты и способы улучшения онбординга.

Как проходит онбординг в других компаниях

Напоследок мы решили дать слово сотрудникам, первые дни которых в новой компании прошли почти так же, как описано в нашей инструкции.
Тоня Чернышова
Работала аналитиком в Wargaming.net
Меня встретил адаптационный менеджер, который провёл со мной весь день. Сводил сфотографироваться на пропуск. Рассказал, как работает пропускная система, как отслеживается время работы, как ездят шаттлы до офиса. Потом поговорили про компанию и корпоративную культуру. Настроили доступы на моём рабочем лэптопе. Если что-то шло не так, менеджер сам связывался с нужными департаментами. В обед пошли в столовую — там я узнала, как платить за питание и как это будет списано с зарплаты. Мне показали весь офис и в конце дня отвели в рабочий кабинет.

Дальше я зарабатывала внутреннюю валюту warbucks. Её можно тратить на корпоративный мерч. Чтобы получить монетки, нужно проходить миссии, направленные на изучение компании. Например, заполнить карту — найти в офисе библиотеку, спортзал и музей. Провести мероприятие в команде, сходить на внутреннюю конференцию или на совместную тренировку. В итоге набираешь подарочков и втягиваешься в атмосферу.
Сотрудник IKEA
Пожелал остаться анонимным
В первый же день записывают на тренинг Introduction. Там рассказывают о компании, её ценностях, иерархии и проводят квест-экскурсию, чтобы вы могли понять, в чём заключается работа всех подразделений. Всё это длится два полных дня. После тренинга пишешь отзыв — что получил, что узнал, как помогло. Также меня вводил в курс дела мой менеджер. Где-то через месяц он поинтересовался, как работается, как справляюсь с обязанностями и всё ли понятно. Всё на уровне разговора один на один без заполнения каких-либо бумаг.
Андрей Ежов
Работал менеджером продукта в Aviasales (офис на о. Пхукет)
Не знаю, можно ли это назвать онбордингом, но с самого начала тебя стараются как можно быстрее вовлечь во всевозможные тусы с коллегами. Новичков в обязательном порядке кидают в бассейн. Помогают с арендой жилья и по другим организационным вопросам. А вот по самой работе никакой поддержки не было. Я просто оказался в пучине задач. Не могу сказать, плохо это или хорошо. Быстро сам во всём разобрался. Кстати, читал, что в Facebook делают примерно так же. Никто с тобой не сюсюкается.
Хотите рассказать, как ваша компания проводит адаптацию новичков? Тогда смело перчите нам!
Чтобы не потерять наши рецепты, просто поделитесь ими с коллегами и друзьями в соцсетях:

Выбор шефа

У нас всегда есть добавка: