Пограничное состояние. Почему рекрутерам и эйчарам пора разобраться в маркетинге


И на что делать ставку в первую очередь
Если в последние год-два вы искали новую работу в HR-сфере, то наверняка заметили, что профильные вакансии стали гораздо разнообразнее. Работодателям всё чаще нужны не просто рекрутеры и эйчары, а рекрутмент-маркетологи и менеджеры по развитию HR-бренда. Это специалисты с более широким спектром знаний и навыков, которые точно смогут и «воронку» кандидатами наполнить, и сотрудников в амбассадоров превратить, и бюджет на все HR-активности прикинуть.

Но почему именно маркетинг стал так важен для рекрутеров и эйчаров? Разобраться в новых реалиях «Харчо-Журналу» помогла Алина Михель, основательница сообщества MarHR и преподаватель онлайн-курсов для HR-маркетологов.
Что произошло с рынком труда
Чтобы понять, почему поменялись требования работодателей к HR-специалистам, достаточно взглянуть на сам рынок труда. Вот лишь некоторые изменения, которые уже успели сказаться на вашей работе:
1
Стало меньше доступных кадров. С одной стороны, это связано с ухудшением демографической ситуации. С другой — с оттоком квалифицированных специалистов за границу. Поэтому всё чаще рекрутерам и эйчарам приходится подстраиваться под кандидатов, а не наоборот.
2
Увеличился непрофильный спрос на некоторых специалистов. Это особенно заметно при подборе IT-кадров. Теперь они нужны не только интернет-гигантам, но ещё и ритейлерам, банкам, фармацевтическим компаниям и т.д.
3
Увеличилось количество точек касания. Если раньше кандидат получал приглашение на собеседование и сразу приезжал в офис, то теперь он принимает решение, только тщательно изучив все возможные каналы в поисках информации про компанию. Поэтому, например, набирает популярность Employee Journey Map — инструмент, который помогает отследить впечатления кандидатов и сотрудников на всех этапах взаимодействия с работодателем.
4
Увеличилось количество инфопотоков. Соцсети, мессенджеры и e-mail-рассылки создают информационный шум, в котором можно запросто упустить что-то важное. Работодателям приходится постоянно бороться за внимание сотрудников и кандидатов.
5
Снизилось доверие к брендам. Если раньше международная корпорация или модный стартап по умолчанию становились привлекательными работодателями, то теперь одного лишь громкого названия недостаточно. Все понимают, что даже в пределах одной компании условия работы могут сильно различаться — в зависимости от проекта, отдела или руководителя, к которому вы попадёте.
Как маркетинг помогает в управлении персоналом
Чтобы преуспеть в борьбе за внимание сотрудников и кандидатов и заслужить уважение руководства и владельцев бизнеса, делайте ставку на следующие тренды:
1
Персонализация. Универсальные рецепты больше не работают. Теперь важно знать, с кем именно вы имеете дело. Узнавайте как можно больше про вашу целевую аудиторию. От демографических признаков до того, в чём заключается мотивация ваших сотрудников и кандидатов. Так вы сможете сформулировать, почему они должны выбрать именно вашу компанию и остаться в ней.
2
Фокус на эффективность. В маркетинге уже давно привыкли считать, окупились ли вложения бизнеса в продвижение продукта. Теперь этому пора научиться рекрутерам и эйчарам. Это позволит вам говорить с руководством на одном языке и не распыляться на те активности, которые на самом деле не приносят никакого выхлопа. Начать можно, например, с изучения базовых HR-метрик.
3
Омниканальность. Присутствуйте везде, где есть ваша целевая аудитория. Именно поэтому так важно знать, с кем именно вы работаете. Кого-то лучше ловить в Facebook, другие не вылазят из Instagram, а третьи с радостью поболтают о работе в Tinder. Не бойтесь исследовать новые площадки. В своё время даже в «Яндекс.Ауре» можно было быстро найти подходящих кандидатов.
4
Персональный брендинг. Теперь доверяют не корпорациям, а конкретным людям. Сотрудники становятся амбассадорами бренда и, сами того не замечая, привлекают не только новых клиентов, но и своих будущих коллег. А учитывая, что рекрутеры и эйчары по сути представляют компанию на рынке труда, вам тоже стоит поработать над личным брендом. И не забудьте про реальные живые отзывы работников на карьерном сайте!
Какие компетенции теперь требуются рекрутерам и эйчарам
Проанализировав последние тренды и изучив описания реальных вакансий, в MarHR сформулировали новые обязанности рекрутеров и эйчаров. В зависимости от условий сотрудничества специалист либо сам выполняет все эти функции, либо ставит задачи подрядчикам и коллегам из других отделов.

Рекрутмент-маркетолог:

  • изучает целевую аудиторию;
  • анализирует рынок и конкурентную среду;
  • определяет стратегию поиска;
  • выстраивает личный бренд;
  • создаёт контент для продвижения бренда компании;
  • работает над сорсингом и находит новые каналы привлечения кандидатов;
  • адаптирует описание вакансий под различные площадки: карьерный раздел на корпоративном сайте, агрегаторы вакансий, социальные сети, мероприятия в вузах и т. д.;
  • создаёт визуалы для разных площадок размещения;
  • создаёт отдельные лендинги под вакансии;
  • настраивает и ведёт рекламные кампании;
  • готовит ТЗ для разработчиков, дизайнеров, копирайтеров и других исполнителей;
  • рассчитывает стоимость привлечения кандидатов и эффективность отдельных каналов;
  • генерирует идеи по повышению эффективности подбора;
  • планирует и контролирует бюджет на закрытие вакансий.

Менеджер по развитию HR-бренда:

  • изучает целевую аудиторию;
  • анализирует рынок и конкурентную среду;
  • проводит внутренние исследования и опросы;
  • разрабатывает стратегию формирования бренда и ценностное предложение работодателя;
  • определяет платформу бренда и концепцию проекта;
  • управляет производством контента: текстов, графики, видео;
  • разрабатывает и развивает систему внутренних и внешних коммуникаций, в том числе через корпоративный портал и e-mail-рассылки;
  • организует маркетинговые и рекламные активности, в том числе в социальных сетях;
  • развивает амбассадорство;
  • обрабатывает жалобы сотрудников и управляет антикризисными коммуникациями;
  • взаимодействует с партнёрами и исполнителями, среди которых, помимо разработчиков, копирайтеров и дизайнеров, могут быть и социологи;
  • оценивает эффективность коммуникационных программ
  • планирует и контролирует бюджет.
Желаем вам удачной прокачки! Смело перчите нам о ваших успехах. И обязательно подписывайтесь на рассылку! У нас припасено ещё много интересного.
Не забудьте поделиться находкой с коллегами и друзьями:

Выбор шефа

У нас всегда есть добавка: