Сотрудники бегут из компании?
Есть 6 причин, на которые вы можете повлиять


Бонус к советам — реальные истории уволившихся
В среднем замена ушедшего сотрудника новым обходится работодателям примерно в пять окладов. Сюда входят затраты как на найм, так и на адаптацию новичка. А если вакансия — не из лёгких, то сумма может оказаться значительно выше. И это уже не говоря о влиянии текучки кадров на эффективность бизнеса и его финансовые показатели.

Чтобы уберечь компанию от необходимости расставаться с сотрудниками, на которых вы возлагали надежды, нужно периодически ставить себя на их место. «Харчо-Журнал» изучил последние исследования о добровольных увольнениях и собрал реальные истории работников, лояльность которых всё-таки опустилась до нуля. Может быть, и у ваших подопечных есть подобные жалобы, а вы и не задумывались?
«Мне мало платят и не дают бонусов»
Согласно данным Rabota.ru, соискатели стали чаще обращать внимание на «плюшки», которые предлагают компании. И чем дольше человек работает, тем больше выгод он хочет получать. Толковые сотрудники понимают, какую пользу они могут принести работодателю, и используют это знание в своих интересах. В идеале компания должна гармонично балансировать между периодическим повышением зарплаты и предоставлением бонусов и привилегий за реальные результаты.

Например, в Netflix уже более 10 лет нет системы расчёта отпусков — тот, кто отлично справляется с задачами и сдаёт проекты в срок, может отдохнуть, когда захочет и сколько посчитает нужным. А Starbucks лучшим из лучших компенсирует затраты на образование. Среди более приземлённых вариантов также встречаются дополнительные выходные, возможность поработать удалённо и переход на свободный график.
«У меня нет ощущения стабильности»
В 2019 году это ощущение оказалось даже важнее, чем высокая зарплата. Правда, всего на 2%, но всё же. Чаще всего, отсутствие стабильности заметно сразу. Сотрудник получает серую зарплату да и ту не всегда вовремя, слышит постоянные недовольства коллег и руководителя, наблюдает, как увольняются другие работники, и в какой-то момент решает, что тоже больше не собирается терпеть такие условия.
Компания когда-то загубила свою репутацию и вот решили её восстановить. Помимо того, что у руководства не было желания работать с HR-брендом, всё усложнялось и графиком работы. Огромное количество задач без какого-либо уважения: бесплатная работа по субботам, серая з/п, отпуск только на словах — на деле либо момент не подходящий, либо «Аня, будь тогда на связи 24/7». Болеть тоже нельзя — точнее можно, но тогда работа из офиса переносится домой. Я очень устала от такого режима и отношения к сотрудниками ушла.
— Руководитель отдела подбора и развития персонала
«У меня нет мотивации»
Некоторые специалисты затухают, если им не бросают вызов. Желательно, ещё и один за другим. Как правило, это люди, которые стремятся к достижению целей и легко выходят из зоны комфорта, чтобы показать результат. Поэтому между лёгкими и однотипными задачами им обязательно нужно давать сложные и раскрывающие потенциал. А затем — не мешать. И конечно, не забывать отметить заслуги. Иначе любой сбежит.
Я уже давно не боюсь уходить из компании, если она меня не устраивает. За 11 лет опыта таких было немного. Основная причина увольнения по собственному из двух крупных компаний — невозможность реализовать процессы, приводящие к улучшению финансовых показателей. Когда делаешь фичи ради фич. Или если руководитель считает, что раз он так сказал, значит, так правильно.

Расскажу один случай. На собеседовании говорят, мол, приходи и помоги нам заработать на икс процентов больше — разберись в операционке и продукте. Ну ОК, я пришёл, начинаю работать, но мне не дают достаточной свободы и чуть ли не пошагово рассказывают, как и что нужно предпринимать. Задаю резонный вопрос: «Если вы всё знаете, зачем я вам нужен?». В ответ слышу что-то типа: «Ладно-ладно, больше не будем мешать». Но спустя какое-то время весь этот цирк начинается заново. Мотивация сделать что-то крутое падает, и после нескольких месяцев монотонных задач принимаешь железное решение — уйти.
— Руководитель отдела подбора и развития персонала
«Я перерабатываю за спасибо»
Дополнительная работа — коварная штука. Всегда хочется отдать её самому продуктивному и безотказному сотруднику. Сперва он, может быть, даже будет рад такому доверию, но позже осознает плачевность сложившейся ситуации и сбежит. Нужно различать дополнительные задачи, которые могут быть полезны для развития на конкретной должности, и постоянное нагромождение самых разных поручений, в том числе и тех, которые почему-то не могут выполнить коллеги. Если же хочется, чтобы сотрудник брал на себя больше, обсудите с ним перспективы повышения — и в должности, и по вознаграждению.
Работала специалистом по связям с общественностью, а также по совместительству и личным помощником, и администратором сайта, и редактором корпоративной газеты, и секретарём, и фотографом, и менеджером по рекламе, и организатором, и ведущей мероприятий. Помимо этого в мои обязанности входило писать доклады и делать презентации для выступления на конференциях и форумах за директора. Дико бесилась от её фразы: «Ты же знаешь, что лучше тебя никто не сможет это сделать». За это я получала от 11 000 до 16 000 рублей в лучшие месяцы.
— Специалист по связям с общественностью
«Я не развиваюсь»
То, что Маша из бухгалтерии отлично справляется со своими задачами, не означает, что она не хочет учиться и расти. Вдохновитесь нашей статьёй о прокачке сотрудников и выясните, не хотят ли ваши подопечные попробовать себя в чём-то новом. Не ограничивайтесь рамками должностей — есть ведь и более универсальные soft skills, которые тоже неплохо бы развивать. В этом может помочь, например, совместная работа над проектом другого департамента. Его сотрудники получат свежий взгляд на проблему, а Маша ознакомится с новыми для неё подходами к выполнению задач, прокачает критическое мышление и освоит навыки, которые могут пригодиться на следующем этапе карьеры. И уж точно будет вам за это премного благодарна.
Первый год всё устраивало — была разноплановая и интересная работа, а во второй начали заваливать одними и теми же заданиями. Например, написать заявление о возбуждении уголовного дела, штук 10 за день. В итоге меня вымотал однообразный рабочий процесс. Работодатель не хотел войти в положение и немного внести изменения в характер работы, так как «никто лучше тебя это не сделает». Потерпела год и ушла.
— Помощник адвоката
«У меня конфликт с коллективом»
Тут всё просто. Никому не понравится работать в состоянии постоянного стресса из-за вечного недовольства коллег и начальства — хоть по поводу, хоть без. Обязательно включайтесь в конфликты и помогайте сторонам найти компромисс. Иначе рискуете услышать закономерное: «А эйчар нам вообще на что, раз тут такое творится?!». Работайте над корпоративным духом. В этом вам помогут проверенные HR-хаки крупных компаний, а ещё — тимбилдинговые мероприятия.
В компании сменилось руководство — и пошло-поехало. Первые мысли об увольнении возникли именно из-за поведения начальника. Сегодня — хорошее настроение, а завтра — «Я вас всех уволю к чёртовой матери!». Когда сидела на больничном с гипсом на ноге, у меня закончилась виза, а скоро командировка. Вот босс и заявил: «Поедешь делать визу в любом случае, на такси». И это при том, что на законном больничном я работала удалённо! Это стало последней каплей. Ушла через 4 месяца, несмотря на хорошую зарплату.
— Business Process Developer
Чтобы улучшить ситуацию, нужно знать, почему тот или иной сотрудник ушёл из компании. Не ленитесь выяснить истинную причину увольнения. В этом вам поможет exit-интервью. А более полно взглянуть на весь опыт взаимодействия сотрудников и кандидатов с вашей компанией можно с помощью такого инструмента, как Employee Journey Map. Главное — общаться с будущими, нынешними и экс-коллегами честно, и тогда многих проблем, которые ведут к росту текучести персонала, можно будет избежать.


Мы что-то упустили? Тогда обязательно перчите нам. И не забывайте подписываться на рассылку!
Чтобы не потерять эти советы, просто поделитесь статьёй с коллегами и друзьями в социальных сетях:

Выбор шефа

Выбор шефа

У нас всегда есть добавка: