По всем фронтам. 6 основных способов прокачать сотрудников


С примером матрицы для развития личной эффективности
Умение ставить цели, ориентация на результат, стратегиеские предвидение, организаторские навыки и управленческий потенциал. Это далеко не полный список направлений, по которым практически каждый сотрудник может развиваться на своём рабочем месте. И хочет. Особенно — если мечтает о повышении. Эйчарам важно об этом помнить, если они не хотят, чтобы все работники посбегали к конкурентам, у которых и задачи поинтереснее, и возможностей прокачать себя больше.
Систематизировать информацию о различных способах развития сотрудников «Харчо-Журналу» помогла Светалана Бадаева, создательница Школы оценки и развития персонала. Она рассказала, как правильно составить матрицу развивающих действий, и привела в пример план по прокачке личной эффективности. Кстати, перечисленные советы могут пригодиться не только вашим коллегам, но и вам самим.
Что включить в матрицу развивающих действий
Матрицу развивающих действий составляют для прокачки определённой компетенции у конкретного сотрудника. В индивидуальный план можно включить и общие для всех рекомендации, но основной акцент делается на меню развивающих действий. Из него нужно выбрать те советы, которые будут максимально полезны именно в вашей ситуации.

Для удобства рекомендации группируют в соответствии с 6 методами развития:
1
Развитие на рабочем месте

Это конкретные поручения и ежедневные рабочие задачи, которые способствуют развитию определённой компетенции. Например, для прокачки своевременного исполнения задач можно посоветовать расставлять заданиям приоритеты, делать себе «напоминалки» и каждый вечер перед уходом с работы составлять список дел на завтра.

Когда использовать?

  • если сотрудник уже обладает базовыми знаниями по выбранной теме;
  • если сотруднику необходимо отработать и закрепить имеющиеся знания и навыки в реальной работе.
2
Развивающие проекты и стажировки
Сюда относится участие в проектах «на вырост» или временное назначение на должность, требующую более высокого уровня развития компетенции. Например, можно поручить сотруднику разработать новые правила и процедуры, внедрение которых привело бы к повышению личной ответственности каждого члена команды за результат.

Когда использовать?

  • если для дальнейшего развития сотруднику необходимы такие качества, умения и навыки, для проявления и отработки которых текущая работа не подходит;
  • если вы уверены, что сотрудник сможет сочетать новые проекты с текущей работой;
  • если сотрудник чувствует в себе силы для решения совершенно новых для него задач.
3
Обучение на чужом опыте
Этот способ включает в себя наблюдение за человеком, у которого высоко развита нужная сотруднику компетенция, и обсуждение с ним его профессионального опыта и карьеры. Другими словами — менторство и наставчничество. Например, начинающие руководители могут узнать у более опытных менеджеров, как они делегируют те или иные задачи.

Когда использовать?

  • если сотруднику необходимо освоить конкретные практические приёмы;
  • если в окружении есть люди с необходимым опытом и экспертизой, профессионализм которых признаёт и сам сотрудник.
4
Обратная связь
Это почти что оценка методом 360 градусов. Сюда относится обсуждение проявлений конкретной компетенции с коллегами, подчинёнными и руководством.

Когда использовать?

  • если сотруднику нужна внешняя оценка его достижений после периода саморазвития;
  • если действия и результаты сотрудника реально могут оценить те, с кем он взаимодействует;
  • если в окружении сотрудника есть люди, чьей экспертной оценке он доверяет;
  • если сотрудник понимает, что обратную связь предоставляют для его развития, и поэтому готов услышать не только позитивные, но и критические оценки.
5
Самообучение
Этот способ развития включает в себя анализ прошлого опыта, самостоятельный поиск более эффективных форм работы и чтение специальной литературы. Например, сотрудник может проанализировать, удалось ли ему справиться с последним проектом, и самостоятельно найти материалы, которые помогут не допустить определённые ошибки в следующий раз.

Когда использовать?

  • если сотрудник может извлечь пользу из своего прошлого опыта;
  • если сотрудник хочет потренироваться делать что-то новое или по-другому, не испытывая при этом давления со стороны;
  • если сотрудник хочет самостоятельно расширять свой круг знаний и навыков в определённой сфере.
6
Тренинги и обучающие программы
Здесь — без сюрпризов. Речь про специально подобранные программы и тренинги для развития конкретной компетенции.

Когда использовать?

  • если сотруднику нужны базовые знания и навыки, которые дальше будут развиваться и использоваться в профессиональной деятельности;
  • если сотруднику нужно систематизировать те знания, которые у него уже есть.
Пример меню развивающих действий
для повышения личной эффективности сотрудника

Развитие на рабочем месте

  • Составьте собственный годовой план работы или план работы вашего подразделения так, чтобы плановые значения превышали прошлогодние. Не допускайте достижения высоких значений по одним показателям за счёт снижения других.
  • Ставьте перед собой и подчинёнными цели, потенциально достижимые и интересные, но при этом сложные, требующие активных действий и использующие максимум способностей и возможностей сотрудников.
  • Проверяйте ваши цели по критерию SMART. При необходимости корректируйте формулировки.
  • Относитесь к трудностям как к возможностям личностного и профессионального роста. Напишите себе об этом напоминание и повесьте над рабочим столом.


Развивающие проекты

  • Продумайте и внедрите в вашем подразделении систему управления по целям. Объясните коллегам, зачем это нужно и как всё будет происходить. Помогите им сформулировать те цели, которые должны быть достигнуты, и согласуйте показатели качества выполнения. Со временем усложняйте цели, но помните, что они должны соответствовать стратегии компании.
  • Организуйте самостоятельно или примите участие в организации важного для компании мероприятия. Это должен быть «вызов», который потребует от вас полной мобилизации всех способностей.
  • Примите участие в конкурсе или соревновании, где потребуется максимально задействовать ваши способности и проявить настойчивость в достижении результата.


Обучение на опыте других

  • Принимайте участие в совещаниях, посвящённых поиску решения сложных рабочих задач. Выделите среди участников коллег, ориентированных на процесс, и коллег, ориентированных на результат. Проанализируйте, чем они отличаются друг от друга.
  • Попросите «чемпионов» компании рассказать, как они добивались сложных целей. Определите, что именно помогло им достичь результатов. Попробуйте применить названные ими стратегии на практике.
  • Спросите у коллег и руководителя, как они сохраняют веру в успех в случае неудач и преодолевают рабочие перегрузки и стрессы.


Обратная связь

Обсудите с окружающими ваш собственный стиль решения профессиональных задач. Выясните, на что вы ориентированы в большей степени — на процесс или на результат. Согласны ли ваши коллеги и руководители с тем, что:

  • Вы ставите перед собой и своим подразделением сложные, но реалистичные цели и не останавливаетесь, пока не достигнете их?
  • Для достижения результата вы используете как свой опыт, так и опыт коллег?
  • Вы проявляете изобретательность и смекалку в поиске способа достижения цели?
  • Вы самостоятельно и своевременно выявляете имеющиеся на вашем участке работы проблемы и находите их истинные причины?
  • Вы упорны и не останавливаетесь перед трудностями?
  • Вы доводите решение задач до конца?
  • Вы создаете условия, в которых окружающие мотивированы на достижение высоких результатов?
  • Вы умеете регулировать свою рабочую нагрузку, избегаете стрессов и перегрузок?


Самообучение

  • Регулярно читайте статьи о достижениях выдающихся людей и изучайте литературу, которая поможет вам овладеть новыми навыками и повысит вашу эффективность. Такие книги можно найти, например, в подборке «Харчо-Журнала».
  • Проанализируйте ваше участие в последнем успешно завершённом проекте. Оцените ваш вклад в общий результат.
  • Регулярно сравнивайте ваши достижения с достижениями коллег и с вашими собственными результатами в прошлом. Стремитесь лидировать.


Тренинги и обучающие программы

Посещайте тренинги и семинары на темы:
  • «Методы постановки целей по SMART»;
  • «Развитие навыков высокоэффективных людей»;
  • «Как повысить собственную результативность»;
  • «Развитие эмоционального интеллекта»;
  • «Управление стрессами»;
  • «Управление конфликтами».
Обязательно перчите нам, если хотите рассказать, как вы составляете планы развития сотрудников. И не забывайте подписываться на рассылку!
Чтобы не потерять эти примеры, просто поделитесь статьёй с коллегами и друзьями в социальных сетях:

Выбор шефа

Выбор шефа

У нас всегда есть добавка: