Чек-лист. Что нужно знать эйчару для эффективного обучения сотрудников в онлайне


Осваиваем одно из самых перспективных направлений работы с персоналом
Согласно исследованию Rabota.ru, каждый третий работодатель назвал обучение сотрудников своей основной кадровой целью на 2019 год. Пока в одних компаниях за развитие персонала отвечает сам эйчар, в других появляются специалисты более узкого профиля — например, руководитель направления Learn & Development. И сейчас в этой сфере балом правят специалисты по онлайн-обучению.
Преимущества дистанционного формата прокачки кадров лежат на поверхности. Для работодателей это массовое обучение сотрудников по единому стандарту с отличными возможностями для масштабирования бизнеса, а также ощутимая экономия сил, денег и времени. Так, например, Johnson&Johnson благодаря современным технологиям может проверить знания 600 торговых представителей из разных городов России за два дня вместо двух месяцев. И всё больше прогрессивных компаний нуждаются в специалистах, способных выжать максимум из онлайн-обучения.

Какие же знания и навыки потребуются эйчарам, решившим обучать сотрудников с помощью онлайна? «Харчо-Журнал» обратился за ответами к Марине Литвиновой, программному директору онлайн-школы EdMarket, которая готовит специалистов по обучению персонала. Чтобы работники оставляли восторженные отзывы о курсе, бизнес расцветал, а работодатели буквально носили вас на руках, обратите внимание на следующие аспекты.
1
Стратегия корпоративного онлайн-обучения
Чаще всего, компании внедряют онлайн-обучение не для галочки, потому что так модно, а рассчитывая решить определённые бизнес-задачи. Поэтому обучение должно быть системным: только тогда оно принесёт результат в виде растущих навыков сотрудников, а в долгосрочной перспективе — ещё и увеличение прибыли за счёт более качественной и оперативной работы персонала и сокращения издержек.

Работая над стратегией корпоративного обучения, нужно не забывать, что сотрудникам разных специализаций нужны разные образовательные траектории, что для их прохождения понадобится определённая среда в виде LMS и базы знаний и, конечно, что вас попросят предоставить расчёт ресурсов, необходимых для реализации e-learning-проекта.
2
Подбор формата обучения под задачи курса
Какие инструменты будут максимально эффективны в случае, если ваша задача — сформировать определенный навык? Или изменить существующие привычки? Стоит ли упаковать образовательный контент в серию вебинаров? Или лучше короткие видеоролики? Важно, чтобы выбранный формат соответствовал задачам обучения и не основывался на модных тенденциях и личных предпочтениях. Необходимо отталкиваться от результатов, которые вы хотите получить от проектируемой учебной программы.
3
Педагогический дизайн и разработка контента
Это сбор и оформление информации в визуально привлекательном, интересном и понятном виде в зависимости от целей обучения и потребностей учащихся. Сюда относится не только внешний вид курса, но и тексты, упражнения, тесты, удобная навигация и образовательная среда. Прежде чем начать разработку контента, нужно знать конечный результат обучения, хотя бы примерный, иначе только зря потратите время.
4
Техника микрообучения
Сейчас приветствуется лаконичность, поэтому стоит обратить внимание на микрообучение. Это формат, при котором человек тратит на изучение одного урока не более 20−30 минут и за это время осваивает какую-то одну конкретную тему или развивает определённый навык. Упакуйте контент в небольшие видеоролики, знания из которых легко применяются на практике. Это поможет «съесть слона по кусочкам». Такой подход делает обучение мобильным и комфортным и помогает бороться с ленью — на изучение нового материала легче выделить 20 минут, а не полтора часа.
5
LMS и нормативные документы
Learning Management System помогает управлять процессом обучения. Ключевые моменты здесь — организация контента, оценка прогресса учащихся, сбор обратной связи и улучшение качества курса, а также выстраивание взаимодействий между всеми участниками образовательного процесса. А чтобы внедрённый проект развивался, важно обозначить зоны ответственности и правила обучения.
6
Секреты мотивации сотрудников учиться

Без мотивированных учащихся и увлеченных экспертов внедренная система онлайн-обучения может «уснуть». Собрать всех в 17:00 по Москве и дать какие-то знания — мало. Далеко не у всех сотрудников есть желание непрерывно развиваться в профессиональной сфере, и далеко не все эксперты помнят себя в роли новичков. Чтобы справиться с этой проблемой, не забудьте про:

  • формирование групп с одинаковым уровнем знаний и опыта;
  • индивидуальное сопровождение процесса обучения;
  • наличие в материалах понятных шаблонов и примеров;
  • чередование теории и практики;
  • чёткие дедлайны для оценки промежуточных результатов;
  • равномерное распределение учебной нагрузки;
  • и качественную обратную связь.
7
Критерии оценки эффективности онлайн-обучения
В обучении важен результат — экономически целесообразный, оправдывающий ресурсы, затраченные на этот процесс. Нужно понять, как перевести цели бизнеса в учебные задачи, изучить конкретные кейсы и знать метрики, которые помогут оценить эффективность онлайн-курсов.
Сложно? Пожалуй, да. Если разбираться во всём этом самостоятельно. А можно записаться на курс «Менеджер корпоративного онлайн-обучения» от EdMarket. Вы узнаете, как превратить обучение в компании в эффективный бизнес-инструмент и какие онлайн-технологии вам в этом могут помочь. Все домашние задания можно выполнять на примере своего собственного образовательного проекта и тут же получать обратную связь от тьюторов. С вами будут работать эксперты Райффайзенбанка, компании «Северсталь Менеджмент», корпоративного университета Сбербанка и «Нетологии-групп».
Хотите узнать больше о какой-то другой HR-специализации? Перчите нам. И не забывайте про рассылку — так вы точно не пропустите ни одного полезного материала!
Чтобы не потерять наши советы, просто поделитесь ими с коллегами и друзьями в социальных сетях:

Выбор шефа

Выбор шефа

У нас всегда есть добавка: