«Увози за сто морей». Как организовать релокацию сотрудников


Поинтересовались у работников Aviasales, «Яндекса», IKEA и Skyscanner
По данным Hays, только 8% кандидатов категорически не готовы к релокации прямо здесь и сейчас. Остальные не против переехать ради карьерных перспектив даже в не самые популярные города. И это отличный шанс заполучить по-настоящему классного специалиста, невзирая на географические ограничения. Особых условностей по поводу специализации переезжающих тоже нет. Чаще всего работодатели предлагают сменить место жительства специалистам в продажах, высшем менеджменте и производстве.
«Харчо-Журнал» разобрался, какие статьи расходов следует учесть, если вы хотите заполучить в свой офис сотрудника из другого города или страны, а также выяснил, как проводится релокация в некоторых известных в России компаниях.
Что включить в релокационный пакет
При релокации основная часть расходов ложится на работодателя. Конкретные условия переезда должны быть чётко прописаны в релокационном пакете, с которым сотрудник знакомится заранее при получении оффера. Вот стандартные пункты, которые встречаются чаще всего:

Билеты
Оплата ж/д или авиабилетов для самого специалиста, а также членов семьи — жены или мужа и детей. Также возможно предоставление транспорта с водителем или оплата бензина, если сотрудник едет на своём авто.

Вещи
Оплата почтовых и грузовых расходов.

Квартира
Здесь предусмотрены несколько схем:
  • Сотрудник сам ищет и арендует жильё, а компания возмещает задокументированные расходы.
  • Компания сама заключает договор с риелтором и оплачивает жильё. Подходящий вариант подбирают удалённо вместе с сотрудником. Facebook, например, даже практикует эдакий бережливый переезд: сотрудник в специальной программе в уже выбранной квартире расставляет вещи так, как хочет, чтобы они стояли по приезде — вплоть до любимых статуэток.
  • Компания заселяет сотрудника в оплаченный отель или квартиру на месяц и оплачивает агента, который поможет найти постоянное жильё уже на месте.

Обустройство на месте

Это подъёмное пособие в размере фиксированной суммы или одного оклада. Из дополнительной финансовой помощи встречается и кредит, который вычитается постепенно из заработной платы, без процентов.

Расходы на поездки домой
Иногда сотрудник не может перевезти семью. Тогда компания на своё усмотрение раз в какой-то период возмещает затраты на поездки домой. Это условие фиксируется в трудовом договоре, как и сопутствующие транспортные расходы.

Другое
В релокационный пакет также часто включают оформление медицинской страховки и визы, устройство детей в сад или школу и помощь в поиске работы для жены или мужа. Booking, например, предоставляет психологов и карьерных консультантов для всех членов семьи: взрослым помогают найти работу в новой стране, а детям — адаптироваться в учебных заведениях.

Не забывайте и про индивидуальный подход в работе с особо ценными кадрами.

Кстати, на сайте компании можно не указывать всю конкретику. Достаточно лаконично изложить суть предложения, чтобы кандидаты в принципе понимали, что их ждёт. Посмотрите, как это сделал «Яндекс».
Что следует учесть работодателю
  • Не разочаруйте сотрудника, который поменял город или даже страну ради вашей компании. В противном случае грустный маркетолог Михаил вернётся обратно, а вы получите финансовые потери, нарушенные бизнес-процессы, негативные отклики и необходимость снова тратить время на поиск талантливого новичка. Чтобы минимизировать такие случаи, главное — быть честным с самого начала и не обещать того, что не собираетесь выполнять. Это касается как самого переезда, так и непосредственно рабочих процессов.

  • Помогите освоиться. Процесс адаптации крайне важен, особенно в контексте переезда. Подробно расскажите о корпоративных правилах и порядке коммуникаций. Дайте понять, что к вам можно обратиться по любому волнующему вопросу. На этапе трудоустройства учтите пожелания Михаила и периодически спрашивайте, как у него дела. Об эффективном и профессиональном онбординге почитайте здесь и здесь, если не хотите в скором времени попрощаться с сотрудником.

  • Помните о выгоде для компании. Как правило, переехавшие сотрудники максимально сфокусированы на задачах и стараются как можно ярче проявить себя, чтобы закрепиться в классной компании. А если ещё и город или страна им нравятся, то тем более.
Ксения Соболевская, Aviasales
О релокации из России на Пхукет
У нас всё очень просто — с минимумом бюрократии. Определяемся с датой старта, подписываем договор, собираем документы, необходимые для официального трудоустройства в Таиланде. Пожалуй, это самое трудозатратное. Кто-то пришлёт необходимые бумаги за день, а у кого-то условный диплом лежит в деканате университета в родном городе, где человек не был уже лет пять.

Покупаем новому сотруднику и его семье билеты, бронируем отель, трансфер, заказываем страховку. Присылаем подробный FAQ с информацией, которая пригодится на новом месте. Там прописаны практически все бытовые вопросы, начиная с того, как человек вышел из самолета, — ведь часто к нам прилетают ребята, для которых это вообще первая поездка за границу. Дальше начинается процесс адаптации.

Что касается неудач, то философски скажу, что это хороший опыт на будущее. Приводить конкретные примеры не могу по понятным причинам, но отмечу, что перед оффером стараемся проговорить все моменты, которые могут оказаться проблемными. Например, про отсутствие общественного транспорта — придётся сесть за руль, практически нулевую вероятность найти работу по специальности для жены/мужа, достаточно закрытое комьюнити и отсутствие культурного досуга как такового — в театры-музеи-выставки на острове не походишь. Даже если оффер не примут, и вам придётся искать заново, это будет дешевле, чем попрощаться с уже переехавшим сотрудником через месяц или даже полгода.
Бывший рекрутер «Яндекса»
О релокации из регионов в Москву
Мы не выбираем кандидатов удалённо. Обязательно привозим на все собеседования в Москву, оплачиваем отель и билеты — ж/д или авиа. Если все этапы пройдены успешно, то кандидату присваивается определённый уровень позиции внутри компании, от которого зависит компенсация при релокации. Есть три градации, и уже со среднего уровня положены подъёмные, оплата билетов, багажа, квартиры или гостиницы на первый месяц и риелтора, который поможет найти основное жилье.

Релокационная команда постоянно совершенствует и меняет пакеты. Год назад я заканчивала работать и застала презентацию, где рассказывали об экскурсиях по Москве, а на каком-то премиум-уровне для руководящих должностей — о поиске детского сада.

Самим процессом релокации рекрутеры и эйчары «Яндекса» не занимаются. Для этого есть отдельная служба, и это очень классно. Они связываются с новичком, организуют переезд, занимаются адаптацией. За всё время работы не помню случаев, чтобы кандидаты были недовольны или уезжали.
Что соискатели ожидают от переезда
Большинство кандидатов соглашаются на релокацию, рассчитывая на повышение уровня доходов минимум на 30−50%. Особенно если это переезд в мегаполисы из регионов. Или из России в другую страну. На втором месте по значимости — карьерный рост.
Чтобы вам было проще понять ход мыслей кандидатов, подумывающих о релокации, «Харчо-Журнал» пообщался с сотрудниками, уже проделавшими этот путь. Они рассказали о своём опыте переезда и поделились важными замечаниями о том, как правильно организовать процесс:
Сотрудница IKEA (анонимно)
О переезде из регионального города в Москву
Мне предлагали два варианта релокационного пакета. В первом случае полностью оплачивают билеты, арендуют жильё на полтора года в пределах 30 000 рублей, дают дополнительно 50 000 рублей и икеевскую карту. Во втором — только поиск жилья, но зато оклад повыше. Честно, не совсем поняла, в чём смысл, выбрала второй вариант. К примеру, начальная зарплата — 70 000 рублей, и за 30 000 компания снимала бы квартиру. Через полтора года сделали бы з/п 100 000 рублей, но по факту для меня ничего бы не изменилось. Я бы ту же тридцатку отдавала за квартиру (это если найду за такую стоимость в Москве), а получала в итоге столько же, сколько и было.

Радует, что с квартирой было всё чётко. Я приятно удивилась участливости эйчара. Это явно не по стандартам компании, чисто человеческий фактор. Мы выбрали квартиру на ЦИАНе, она сама съездила, прислала мне фото и видео, забрала ключи, подписала договор с риелтором, отдала залог. В общем, сделала всё, чтобы по приезде я вообще не парилась.

Что касается советов эйчарам, то я бы акцентировала внимание на разжёвывании всех прав и бонусов в рамках релокации. Например, о том, что я могла ежегодно летать домой за счёт компании, узнала случайно только на третий год работы, прочитала где-то в стандартах. Никто не озвучил эту привилегию — остался неприятный осадок. Лучше ничего не замалчивать и проговаривать с кандидатом сразу.
Сотрудник Skyscanner (анонимно)
О переезде из Москвы в Эдинбург
Ребята из Skyscanner максимально скрупулезно подходят к выбору кандидата на ту или иную позицию. Лично я потратил около 7 часов на все этапы собеседований. Но понимал, почему так заведено, плюс очень хотел работать именно там. Во всех крупных международных компаниях действует примерно такой же порядок. Ведь если сотрудник окажется неподходящий, сгорают немалые деньги и ухудшается продуктивность.

В самом начале компания получила на меня спонсорский сертификат, который позволяет британцам нанимать мигрантов. Более подробно про процедуру можно почитать тут, если интересно, а я перейду к самому приятному. Компания покрыла вообще все расходы на переезд. Начиная с оплаты билетов и всего багажа для меня и жены, заканчивая временным жильем, помощью в поиске работы для жены, занятиями по английскому и другими реально нужными консультациями в незнакомом городе.
Обязательно перчите нам о вашем опыте организации переезда сотрудников. И не забывайте подписываться на рассылку!
Чтобы не потерять эти советы, просто поделитесь статьёй с коллегами и друзьями:

Выбор шефа

Выбор шефа

У нас всегда есть добавка: