Хлеб с Маслоу. Описываем вакансию так, чтобы задеть потребности кандидатов


Бонусом — детальный разбор объявления, который расставит всё по своим местам
У вас самая обычная компания? Без модных плюшек стартапов, ого-го бюджетов на тестирование рекламы и армии рекрутеров для массового подбора? Это ещё не повод печалиться, что у вас не получится найти подходящего сотрудника. В таких же условиях работают тысячи других предприятий. И им удаётся привлекать таланты, если правильно описать вакансию.
Только задумайтесь: фактически любое объявление о работе — это предложение изменить свою жизнь. Поэтому вам важно донести до соискателей, зачем им вообще откликаться. Что вы можете предложить им такого, чего они не найдут у других компаний? Конечно, можно отбивать кандидатов у конкурентов большей зарплатой. Но это не гарантирует того, что новички не сбегут от вас уже через пару месяцев за очередным повышением. А что если обратиться к глубинной мотивации соискателей?

«Харчо-Журнал» предлагает описывать вакансии, опираясь на иерархию потребностей по пирамиде Маслоу. Вы и сами удивитесь, как благодаря знакомой ещё с уроков обществознания концепции можно прокачать любое объявление о работе.

Какие потребности есть у сотрудников и кандидатов

Американский психолог Абрахам Маслоу представил свою теорию мотивации ещё в 1943 году. Он включил в систему базовые физиологические потребности людей, необходимость чувствовать себя в безопасности, быть частью общности, быть уважаемым, получать знания, удовлетворять свои эстетические потребности и находить способы реализовать себя. Наглядно эта иерархия потребностей представлена в виде пирамиды.
Эти же ступени можно использовать, чтобы составить иерархию потребностей соискателей. Например, так:
1
Физиологические потребности
За редким исключением на работе нашей базовой мотивацией является финансовая выгода — мы должны что-то зарабатывать, чтобы обеспечивать себя и семью едой и кровом. Именно поэтому указание зарплаты в тексте объявления резко повышает его эффективность. Конечно, если сумма адекватна предлагаемой должности. Не удивляйтесь, если к вам не выстраивается очередь из желающих работать бесплатно стажёров. Или если вы не получаете отклики на вакансию frontend-разработчика с зарплатой в 30 000 рублей. Маслоу здесь не поможет.
2
Потребность в безопасности
Для соискателей это значит, что их с работодателем будут связывать законные отношения, они будут стабильно получать зарплату, а в экстренной ситуации компания их не бросит. Поэтому принципиально прописывать, устроите ли вы кандидата в штат или будете работать с ним по контракту, а также длительность испытательного срока. Если у вас небольшая компания, убедите соискателя, что у вас всё стабильно. Например, укажите, что вы работаете на рынке уже больше N лет, добились таких-то успехов, недавно привлекли инвестиции или получили награду.
3
Социальные потребности
Самое время поговорить про команду. Даже лютый интроверт порой не прочь пообщаться. Любому будет приятно обсудить прошедший недавно отпуск или услышать экспертное мнение о сложной рабочей задаче. Кандидатам стоит рассказать, что в вашей компании работают интересные и неравнодушные люди, готовые делиться знаниями. А может, у вас просто невероятно харизматичный лидер, который помогает раскрываться новым сотрудникам? Также вы можете заинтересовать тем, что у вас все молодые, и общность тем для кого-то тоже станет существенным плюсом. А может, наоборот, у вас работают люди с колоссальным опытом.

Главное — подкреплять общие слова фактами. Расскажите, что у каждого второго в компании есть кандидатская степень. Или что средний возраст сотрудника — 23 года. А можно пойти на настоящий эксперимент и добавить в объявление пару реплик от будущих коллег. Нужно рассказать о команде как о сообществе, в которое хочется вступить. В соцсетях мы присоединяемся к группам по интересам похожим образом.
4
Потребность в признании и уважении
Всем нам важно чувствовать, что нас ценят и что мы вносим вклад в общее дело. Особенно ярко это проявляется на работе. Именно поэтому важно описать предстоящую работу так, чтобы человек понял, что он для компании важен и помогает остальным механизмам крутиться, а бизнесу — быть лучше. Опишите возможности, которые откроются новичку, и покажите, что вы готовы доверять своим сотрудникам. Свобода решать, как распределить время и как добиваться нужных результатов, — тоже своего рода признание и уважение.

Также можно оттолкнуться от негативного опыта. Перефразируйте то, что могло бесить кандидата на предыдущем месте работы. Например, адская бюрократия, изнуряющий микроменеджмент или переработки, за которые не доплачивают. Это может звучать так: «Мы хотим, чтобы вы тратили своё время на интересные задачи и достижение значимых результатов, а не на подготовку очередных отчётов. Мы трезво смотрим на KPI и не собираем встречи на 15 человек каждый день».
5
Духовные потребности
Потребность в самореализации не зря находится на вершине пирамиды. Вам как работодателю нужно подумать, что вы можете предложить кандидатам, чтобы они понимали, что растут вместе с вами. Не обязательно даже по карьерной лестнице, а просто — в собственной понимании. Освоит ли сотрудник какие-то новые навыки? Или попробует себя в необычной роли? Сможет ли он найти для себя наставника или сам стать для кого-то наставником? Сможет ли он внедрить что-то принципиально новое в вашей компании? И принято ли у вас решать задачи нестандартно? Попробуйте ответить на эти вопросы в вашем тексте.

Как прокачать объявление с помощью пирамиды Маслоу

Чтобы разобраться, как использовать получившуюся иерархию рабочих потребностей на практике, рассмотрим одну из вакансий. Взяли для примера объявление о найме менеджера по продажам. В нём указана заработная плата, есть упоминания про стабильность и возможности для роста, а также описание предстоящей работы, но без конкретики. Это основная проблема большинства таких текстов. Их можно подставить практически под любую другую должность, и ничего не изменится.

Наш вердикт и советы по улучшению объявления — ниже:
Если вы хотите поделиться своими HR-хаками в составлении объявлений о вакансиях, смело перчите нам. И не забывайте подписываться на рассылку. У нас заготовлено ещё много полезного!
Чтобы не потерять наши рецепты, поделитесь ими с коллегами и друзьями:

Выбор шефа

Выбор шефа

У нас всегда есть добавка: