Некого и некогда. Что не так с наймом в стартапах?


На что жалуются основатели и каких сотрудников им больше всего не хватает
Один из важнейших критериев, по которым инвесторы оценивают стартапы, — это укомплектованность команды. От её состава зависит, получится ли реализовать идею, быстро отреагировать на поступающую от рынка обратную связь и правильно скорректировать планы. Всё это определяет, удастся ли стартапу выжить.
Практика показывает, что сами основатели в большинстве случаев этого не понимают. Или понимают, но не знают, как и где нанимать подходящие кадры. 37% из них жалуются на недостаточную квалификацию желающих работать в стартапах. И лишь 14% называют сотрудников важнейшей составляющей их успеха.

«Харчо-Журнал» ознакомился с результатами второго массового исследования российских стартапов Startup Barometer 2019 и делится инсайтами, которые могут пригодиться рекрутерам и эйчарам. В том числе и за пределами стартап-тусовки.
1
Стартапы запускают экс-сотрудники корпораций
Исследование показало, что в России намечается новый тренд. Чаще всего, основателями стартапов оказываются бывшие наёмные сотрудники корпораций. Таким образом в технологический бизнес пришли 27% опрошенных. И это объясняет, почему сейчас так популярны корпоративные акселераторы, всевозможные хакатоны и прочие проявления intrapreneurship — внутреннего предпринимательства. Их главная цель — найти новые возможности использовать уже имеющиеся у компании ресурсы. В том числе — человеческие. И все эти форматы работают на удержание сотрудников, которым стало скучно в привычных структурах. Им хочется драйва, они готовы пробовать новое и уже созрели для запуска собственных продуктов.

На втором месте по популярности с долей в 24% опрошенных оказались бывшие предприниматели. У них уже был опыт работы в традиционном бизнесе, а теперь они рискнули заняться технологическим. В 2018 году эта категория стартаперов была самой многочисленной.

Из числа бывших сотрудников предприятий среднего и малого бизнеса к стартап-движению примкнули 23% основателей. Ещё 7% запустили свой стартап после работы в госсекторе. А сразу после учёбы в стартаперы ушли только 5% опрошенных. Идея о том, что стартапы зачастую запускают студенты и выпускники, не нашла подтверждения.
2
Основатели стартапов — совместители
Ещё один важный инсайт заключается в том, что лишь 37% основателей занимаются только своим стартапом и ничем больше. Остальные совмещают эту деятельность ещё с чем-то. 32% параллельно работают по найму, 15% занимаются своим уже устоявшимся бизнесом, а 9% пытаются развивать ещё несколько стартапов.

Для 62% опрошенных стартап не является основным источником дохода. Остаётся только догадываться, как изменились бы показатели, если бы основатели начали уделять всё внимание только своему стартапу. С другой стороны, это также может свидетельствовать о дальновидности респондентов. Наличие других источников заработка смягчит последствия возможного провала продукта.

Также совместительство может объясняться тем, что российские основатели редко запускают стартапы в одиночку. 36% опрошенных работают вдвоём, а у трети стартапов — три сооснователя и больше. Единоличниками оказались лишь 30% опрошенных.
3
Российские стартапы — малыши
Российские стартапы по-прежнему развивают преимущественно небольшие команды. 6% основателей в принципе работают в одиночку. Не более 10 сотрудников набрали 76% опрошенных. Это на 15% больше, чем в 2018 году, но эксперты полагают, что увеличение именно этой категории свидетельствует о том, что стартапы в большинстве своём топчутся на месте. От 11 до 30 сотрудников значатся в 14% стартапов. А больше 30 — только в 4% компаний.

Не факт, что в ближайшее время стартапы начнут расти. 7% основателей заявили, что не собираются увеличивать штат до конца года. 17% ещё не определились. Каждый второй (52%) подумывает нанять до 5 человек. Но практика показывает, что зачастую эти планы не осуществляются. В 2018 году этот показатель составлял 55%. Теперь выяснилось, что 38% опрошенных за последние полгода так никого и не наняли.
4
Разработчики по-прежнему правят бал
Сложнее всего стартапам оказалось найти хороших разработчиков. Об этом заявили 25% основателей. По их словам, им не удаётся привлечь в команду подходящих программистов из-за завышенных ожиданий потенциальных сотрудников. Они востребованы как в России, так и за рубежом, и пользуются сложившейся ситуацией, чтобы получить наилучшие условия для работы.

На втором месте по востребованности оказались менеджеры по продажам. Проблемы с их наймом испытывают 12% стартапов. Проще же всего оказалось нанять маркетологов и найти себе заместителей — директоров. Но лёгкость закрытия топовых позиций можно объяснить тем, что в большинстве своём стартапы ещё не созрели настолько, чтобы основатель мог отойти от операционного управления.
С какими проблемами
стартапы сталкиваются при найме персонала?

Если вы хотите поделиться своими историями о работе со стартапами, смело перчите нам. И не забывайте подписываться на рассылку. А мы поможем вам не пропустить самые перспективные тренды!
Чтобы не упустить из виду самые горячие инсайты,
просто поделитесь ими с коллегами и друзьями:

Выбор шефа

Выбор шефа

У нас всегда есть добавка: