Инструкция. Как найти того самого фрилансера и не сойти с ума


Рассказываем, как приятно удивить исполнителей своей адекватностью
14 мая в России отмечается День фрилансера. В 2005 году именно в этот день запустилась крупнейшая в стране фриланс-биржа FL.ru. За 14 лет она объединила более 3 миллионов исполнителей со всего мира и изменила представление россиян о временной подработке. Её больше не называют «халтуркой» или «шабашкой», а для многих удалённая работа над проектами даже стала основной.
Сейчас на FL.ru каждый день публикуется в среднем по 1 200 заданий. Это и написание статей, и разработка фирменного стиля, и создание мобильных приложений, и настройка рекламных кампаний и даже проведение маркетинговых исследований и поиск кандидатов на вакансию. И с каждым годом количество специализаций временных работников только растёт.

Сами фрилансеры отмечают, что им предельно важно, чтобы заказчики могли чётко сформулировать, на какой результат они рассчитывают. «Харчо-Журнал» делится советами, которые помогут правильно описать проект и выбрать того самого исполнителя среди сотен откликнувшихся.

Как правильно сформулировать задание для фрилансеров

Чтобы исполнителям было понятно, что вы от них хотите, вы и сами должны понимать, зачем вам нужен тот или иной результат. Какую аудиторию должен зацепить рекламный ролик? К какому действию должен побудить текст письма? И какого количества кандидатов вам будет достаточно, чтобы закрыть вакансию? А какими они должны быть?

Чтобы чётко сформулировать требования к результату, по которым вы потом ещё и будете оценивать работу фрилансера, подготовьте подробный бриф или техническое задание. Это упростит жизнь всем участникам процесса. Вы сэкономите время на постоянных уточнениях, что и как делать дальше. А фрилансерам сразу станет понятно, смогут ли они справиться с заданием, какие ещё данные им потребуются, чтобы выполнить его успешно, и надо ли им привлекать к проекту других специалистов.

Постарайтесь сделать ТЗ максимально информативным. Обязательно пропишите в нём:
  • Контекст возникновения задачи. Почему у вас возникла необходимость в этом ролике? Как это исследование поможет вашему бизнесу? Зачем вам эта статья?
  • Целевую аудиторию проекта. Кто будет пользоваться результатом работы фрилансера? Вам самим тоже важно помнить об этом, оценивая предложения исполнителей, так как вы можете и не относиться к ЦА и судить по себе, а это будет ошибочно.
  • Детальные характеристики результата. Максимально подробно опишите то, каким должен быть итоговый продукт и в какой форме вам его предоставить. Тот же логотип можно сдать в разном разрешении, разных форматах, для веба или для печати. Та же история с роликами. И с текстами. Даже контакты потенциальных кандидатов можно скинуть аккуратной табличкой или непонятным txt-списком без каких-либо пояснений.
  • Примеры и анти-примеры. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Чтобы фрилансеры поняли, на какой стиль вы ориентируетесь и что для вашей компании подходит, а что — недопустимо, приложите максимум референсов. Например, отметьте, что вам нравится и не нравится у конкурентов, а также уделите время изучению портфолио самих фрилансеров. Заполните этот раздел ТЗ ссылками и иллюстрациями, а заодно проанализируйте, не противоречите ли вы нигде сами себе.
  • Компетенции идеального исполнителя. Продумайте, что должен знать и уметь фрилансер, который идеально справится именно с вашим заказом. Чем больше деталей, тем лучше. Например, если вам нужно мобильное приложение, уточните, с какой операционной системой должен работать фрилансер — iOS или Android. Заказываете логотип? А это будет леттеринг или нужен необычный персонаж? Хотите запустить рекламу? А где? В Facebook, Instagram, "ВКонтакте" или вообще в Telegram?
  • Тайминг и бюджет проекта. Если перед вами стоит сложная многоэтапная задача, разбейте её на части и опишите в ТЗ все нюансы по сроку и оплате каждого блока работ. Даже если фрилансер бросит работу на полпути, вы сможете найти нового исполнителя и предоставить ему уже имеющиеся наработки. Кроме того, так всем будет понятно, какие результаты и когда ожидать, и не потребуется проговаривать это по несколько раз.
  • Ответственных за принятие решения. Если итоговую оценку результатам работы даёте не только вы, но и ваши коллеги из других отделов, тоже укажите это в ТЗ. Это поможет исполнителю лучше понять особенности вашего бизнеса и стоящие перед ним задачи. Также здесь стоит прописать подходящие вам условия внесения правок.
Контекст возникновения задачи. Почему у вас возникла необходимость в этом ролике? Как это исследование поможет вашему бизнесу? Зачем вам эта статья?
Целевую аудиторию проекта. Кто будет пользоваться результатом работы фрилансера? Вам самим тоже важно помнить об этом, оценивая предложения исполнителей, так как вы можете и не относиться к ЦА и судить по себе, а это будет ошибочно.
    Детальные характеристики результата. Максимально подробно опишите то, каким должен быть итоговый продукт и в какой форме вам его предоставить. Тот же логотип можно сдать в разном разрешении, разных форматах, для веба или для печати. Та же история с роликами. И с текстами. Даже контакты потенциальных кандидатов можно скинуть аккуратной табличкой или непонятным txt-списком без каких-либо пояснений.
      Примеры и анти-примеры. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Чтобы фрилансеры поняли, на какой стиль вы ориентируетесь и что для вашей компании подходит, а что — недопустимо, приложите максимум референсов. Например, отметьте, что вам нравится и не нравится у конкурентов, а также уделите время изучению портфолио самих фрилансеров. Заполните этот раздел ТЗ ссылками и иллюстрациями, а заодно проанализируйте, не противоречите ли вы нигде сами себе.
      Компетенции идеального исполнителя. Продумайте, что должен знать и уметь фрилансер, который идеально справится именно с вашим заказом. Чем больше деталей, тем лучше. Например, если вам нужно мобильное приложение, уточните, с какой операционной системой должен работать фрилансер — iOS или Android. Заказываете логотип? А это будет леттеринг или нужен необычный персонаж? Хотите запустить рекламу? А где? В Facebook, Instagram, «ВКонтакте» или вообще в Telegram?
      Тайминг и бюджет проекта. Если перед вами стоит сложная многоэтапная задача, разбейте её на части и опишите в ТЗ все нюансы по сроку и оплате каждого блока работ. Даже если фрилансер бросит работу на полпути, вы сможете найти нового исполнителя и предоставить ему уже имеющиеся наработки. Кроме того, так всем будет понятно, какие результаты и когда ожидать, и не потребуется проговаривать это по несколько раз.
      Ответственных за принятие решения. Если итоговую оценку результатам работы даёте не только вы, но и ваши коллеги из других отделов, тоже укажите это в ТЗ. Это поможет исполнителю лучше понять особенности вашего бизнеса и стоящие перед ним задачи. Также здесь стоит прописать подходящие вам условия внесения правок.
      Можно придерживаться и другой структуры, но она точно должна быть. От полотна текста, не разбитого на смысловые блоки, никакого толка не будет.

      Когда вы закончите работу над ТЗ, смело публикуйте заказ на бирже. Обязательно дайте проекту максимально точное и понятное название. Избегайте общих фраз и уделяйте особое внимание технологиям, которыми должны владеть подходящие вам исполнители. Не «Разработать мобильное приложение», а «Создать iOS-приложение для ведения коллективного блога». Не «Работа для рекрутера», а «Найти 50 кандидатов на вакансию мобильного разработчика». Чёткий заголовок объявления поможет избежать обилия нерелевантных откликов и сэкономит время и вам, и фрилансерам, которым тоже нужно постоянно мониторить биржу.
      Анастасия Кожемякина
      PR-директор TalentTech
      Самый востребованный специалист для маркетинговых задач — это «качественный» копирайтер, способный самостоятельно вникать в суть вопроса, отделять важное от мелочей, и, что очень важно именно для PR-отдела в нашей компании, находить экспертов, брать у них интервью и превращать черновик статьи в хороший редакционный материал.

      Мы составили портрет нужного нам специалиста. Подробно описали критерии, без которых не будем рассматривать резюме: определённый опыт работы, экспертизу в конкретной области и другие навыки. Добавили абзац про тех, кто точно не подойдёт. Дали ссылки на типичные статьи, которые мы ожидаем увидеть, и обрисовали ожидания по срокам выполнения работ, запросили ссылки на портфолио и попросили сделать тестовое задание. Для тех соискателей, которые проигнорировали требования, но всё равно написали нам, подготовили шаблон вежливого отказа.

      До прочтения резюме мы открывали портфолио со ссылками на опубликованные работы и внимательно читали выполненное тестовое задание. По ним отсеивали кандидатов. По тому же принципу просматривали профили фрилансеров на бирже FL.ru. Работы всегда говорят сами за себя.

      Как выбрать того самого исполнителя

      Основная проблема в работе с фрилансерами — необходимость выбрать одного исполнителя из десятков, а то и сотен поступивших вам откликов. Чтобы упростить себе задачу, сразу укажите в объявлении, какая информация вам понадобится для принятия решения. Например, можно запросить предполагаемую цену работы, замечания по срокам, условия внесения правок и ссылки на похожие проекты в портфолио.

      Часть откликов вы сможете отмести сразу же. Некоторые фрилансеры везде оставляют одни и те же комментарии, не вникая в суть задания. Возможно, они бы с ним и справились, но зачем вам такое отношение к вашим задачам на самом старте?

      Целевые же отклики удобнее всего занести в сравнительную таблицу. Подготовили для вас специальную форму от «Харчо-Журнала». Делайте копию, заполняйте и принимайте решение.

      Если кандидатов останется несколько, можно дать им тестовое задание. Это даже может быть первая часть заказа — не зря же вы детально прорабатывали проект со всеми этапами, сроками и расценками!

      Также выбрать одно исполнителя среди множества фрилансеров помогают конкурсы. Здесь вы можете сразу обозначить сумму вознаграждения, а затем выбрать наиболее понравившийся вариант из предложенных. Чаще всего, такой формат используют для проектов, связанных с разработкой визуальных решений: логотипов, фирменного стиля, макетов страниц и т.д.
      Юлия Талецкая
      Главный редактор «Фоксфорд»
      Мы искали на фрилансе авторов для блога, дизайнеров, ассистента редакции. Задание составляли так, чтобы в равной степени проверить hard skills, то есть профессиональные знания, и soft skills. Важно было понять, как человек думает, насколько креативно подходит к заданию, умеет ли работать с источниками информации и анализировать данные.

      Авторам, например, предлагали написать текст с условием, что если материал получится хороший и мы решим сотрудничать, то текст публикуем и оплачиваем. У дизайнеров важно было посмотреть портфолио. Иногда оно оказывалось такого качества, что тестовое просто не нужно.

      Я придерживаюсь мнения, что кандидату нужно приложить усилия и продемонстрировать свои навыки, чтобы попасть на должность и получить оплату. Поэтому даю тестовые, выполнение которых требует времени и определённой глубины знаний, но достаточно лёгкие для человека, владеющего профессией.

      Разброс в творческих профессиях всегда сильный, поэтому важно смотреть каждое тестовое задание. Как правило, после первых двух абзацев текста или двух слайдов становится понятно, как человек пишет или рисует, как мыслит, насколько владеет языком. Отсмотр тестовых редко занимал больше получаса в день. Если тестовое нравилось, то звала на встречу или назначала звонок. После личного общения практически сразу становилось понятно, сработаемся мы или нет.
      Надеемся, что наши советы помогут вам сэкономить время, нервы и деньги и всё-таки позволят найти того самого фрилансера, с которым вы и ваши коллеги вместе свернёте горы. Обязательно перчите нам о своих успехах. А чтобы не пропустить новую порцию полезностей, подписывайтесь на нашу рассылку!
      Чтобы не потерять наши рецепты, поделитесь ими с коллегами и друзьями:

      Выбор шефа

      Выбор шефа

      У нас всегда есть добавка: