Не до шуток. Стоит ли оставлять сотрудников без Дня смеха


Разбираемся в кейсе Microsoft
Пока одни компании ломают голову, как обыграть День смеха, другие попросту запрещают своим сотрудникам шутить. По крайней мере — на публику. Так в этом году поступили в Microsoft. В своём письме работникам корпорации директор по маркетингу Крис Капоссела попросил воздержаться от первоапрельских розыгрышей, даже если на их подготовку уже потратили время. Он сослался на то, что шутки работают на бренд лишь небольшой период времени и могут нанести компании вред, если их поймут неправильно.
«Харчо-Журнал» попросил специалистов по внутренним коммуникациям и представителей IT-компаний прокомментировать решение Microsoft ограничить свободу самовыражения сотрудников.
Анна Несмеева
В качестве консультанта по внутренним коммуникациям мне доводилось сталкиваться с подобной практикой. Самое неожиданное, происходило это это как раз во вполне продвинутых IT-компаниях, а не в старорежимных организациях, где сотрудники и сами знают, когда можно шутить, а когда не стоит.

Так, в прошлом году один из моих клиентов попросил заранее осторожно провести подготовительную работу с сотрудниками по поводу того, что шутить про «отключение интернета» не стоит. Особенно в клиентских рассылках. Почему «осторожно»? Всё просто. Свободный стиль общения, культивировавшийся в компании, привёл к нескольким явным фэйлам в коммуникациях с клиентами и даже к утечкам в прессу. Просто запретить такого рода шутки в демократичной корпоративной культуре невозможно. А полагаться на разумность сотрудников не всегда оправдано. Нам пришлось составить шутливый гид в стиле «Вредных советов» Григория Остера. В нём мы объяснили сотрудникам, какие шутки смешны и уместны, а от каких может случиться большой бум. К слову, возмущения этот документ не вызвал, потому что напрямую мы ничего не запрещали. Только приводили примеры.
Полина Галинская
PR-менеджер биржи фриланс-услуг FL.ru
У нас в штате работают очень разные сотрудники. Есть люди, которые открывали свои стартапы. Есть те, кто пришёл из крупных издательских домов, известных IT-компаний и даже госструктур. У каждого своя "температура кипения".

Работа в IT-среде подразумевает самоиронию, а иногда даже странный сарказм. И это нормально. Такая немного шуточная и неформальная атмосфера может быть хорошим антистрессом. Программисты постоянно работают над сложными техническими продуктами, где всё нужно планировать, анализировать и тестировать. Мозг требует какой-то разрядки, и она может выражаться как в словесных шутках, так и в каких-то чудаковатых действиях.

1 апреля для нас — это обычный рабочий день, но вперемешку с шутками. Они могут быть глупыми, на уровне школьных, но не стоит воспринимать выпады со стороны коллег всерьёз. Если кто-то пытается вас удивить или напугать, помните, это всего лишь дань традиции и моде на april fool jokes. Мы не заметили, чтобы 1 апреля демотивировало коллег. Скорее, этот своеобразный праздник, наоборот, помогает перезагрузить мозг после сложной технической работы.
Татьяна Дьяконова
HR-директор компании Parallels
Мы всегда открыты хорошему настроению. Не зря считается, что чувство юмора у айтишников — одно из самых интересных. Поэтому 1 апреля мы приветствуем шутки. Конечно, хороший розыгрыш не должен хоть как-то обижать, оскорблять или унижать коллег. Тут главное, чтобы тот, кого вы разыграли, мог искренне посмеяться со всеми, когда всё раскрылось. На моей памяти не было ни одной ситуации, когда шутки или розыгрыши приводили бы к конфликтам или скандалам в коллективе.

Мне кажется, что в целом качество шуток сотрудников во многом зависит от культуры и традиций самой компании. В открытой и доброжелательной среде, где принято уважать друг друга, злые шутки просто не зайдут, и люди сами это понимают.
Чтобы не потерять наши рецепты из вида, просто поделитесь ими с коллегами и друзьями в социальных сетях:

Выбор шефа

У нас всегда есть добавка: